УГДД 5-Б

  Выполненное задание сфотографируй (чтобы было хорошо и качественно видно) и вышли на почту учителю

deynichenko32@gmail.com


29 ноября 

ТЕМА. Типы русских храмов. Мечеть – элемент исламской культуры. Синагога – молельный дом иудеев. Культовые сооружения буддистов. Храмы Донбасса.

Запишите в тетрадь дату, тему

29 ноября

Классная работа

Священные сооружения 

    Проработайте материал, запишите в тетрадь с какими священными сооружениями вы познакомились, в чем их особенности.

  Как вы считаете, что такое священные сооружения? Могут ли люди обойтись без них?

Сооружения, где происходят совместные ритуальные действия, там люди молятся Богу, без них обойтись нельзя.

 В древние времена люди собирались вместе, молились и приносили жертвы своим богам. Так у древних евреев для этих целей был переносной шатёр, который назывался скиния. Другие племена поклонялись камням или деревянным идолам, обожествляли природу.

В дальнейшем в Древней Греции, Древнем Риме, Древнем Египте, Древней Индии, Древнем Китае, Древней Японии люди стали сооружать храмы, посвящённые своим богам.

- Как вы думаете, почему люди стали строить огромные каменные сооружения? С чем это было связано?

Люди стали жить на одном месте, возделывать землю, научились обрабатывать камни, улучшились орудия труда, люди хотели возблагодарить Бога, поэтому в честь Него стали возводить красивые сооружения.

- Мы продолжаем знакомство со священными сооружениями религий мира.

СИНАГОГА

- В царствование царя Соломона в Иерусалиме был построен Храм Единого Бога. Но завоеватели разрушили этот Храм. Иудеи восприняли это как страшную трагедию. Всё же их совместные молитвы не прекратились. Ещё раньше расселившись по разным странам, группы евреев использовали для совместных молитв и чтения Священного писания «дома собраний» - синагоги.

Архитектура синагог очень разнообразна, что же касается внутреннего убранства, то оно всегда подчинено определённым правилам. У восточной стены зала для молитвы стоит специальный шкаф – в котором хранятся пергаментные свитки Торы. Свитки должны быть рукописными. Переписыванием Торы занимается софер (писец). Он не должен допускать ошибок, потому что их наличие делает текст непригодным для богослужения.

В центре синагоги находится возвышение, с которого читается Тора. Внутри молельного дома часто располагается светильник - менора, в котором всегда должно быть семь фитилей.

Здесь же помещается каменная плита или бронзовая доска с выгравированными на ней десятью заповедями, которые когда-то Бог дал Моисею. Каждая еврейская семья стремится в своём доме воссоздать элементы храма, который был разрушен.

- Сейчас поговорим о православных храмах. Что такое храм?

Храм – Дом Божий, в котором невидимо обитает Господь, окружённый ангелами и святыми. Давайте подумаем, есть ли связь между словом храм и хоромы. Действительно, хоромы – это богатые красивые строения на Руси. Храмы – Дома Божьи, построенные с любовью и красиво украшенные.

- В древние времена наши предки поклонялись многим богам. Но в Х веке князь Владимир среди многих религий выбирает православие. А в ХI веке по всей Руси начинают возводить великолепные храмы, украшенные мозаиками, росписями (фресками), иконами. Первые русские храмы строились византийскими архитекторами или по византийским образцам.

Все храмы построены по канонам. Канон – образец, твёрдо установленные правила. Поэтому в строении храма нет ничего случайного. Всё имеет свой символический смысл.

Работа с иллюстрациям

 

- Посмотрите внимательно на изображения храмов. Что их объединяет? (Купола, кресты)

- Чем внешне отличаются эти храмы? (Формой, цветом, количеством куполов)

Круг – это символ вечности Церкви и Царства Небесного. Крест и корабль также являются символами спасения.

Здание Храма обычно венчается куполом. На что похожи луковичные главки этого храма? (На свечу, огонь, пламя)

Что напоминает такая форма куполов? (Шлем богатыря)

Действительно, шлемовидные купола делают храмы похожими на русских богатырей – защитников. Такие купола символизируют духовную брань, которую Церковь с момента своего основания ведёт с силами зла.

- Что мы видим над куполом храма? (Крест)

Крест главный символ христианства. Крест – соединение земли и неба, призвание к духовной высоте.

- Куда устремлён храм? (Вверх)

Куда он указывает путь? (В небо)

- Какой должна быть цель жизни человека? (Возвышение души, совершенствование)

- Посмотрим внутреннее устройство православного храма.

Храм имеет притвор, среднюю часть, где стоят люди и молятся и самое священное место в храме – это алтарь. Алтарь обращён всегда на восток, там был Эдем, место рая на земле.

Перед алтарём иконостас, где расположены иконы Иисуса Христа, Богородицы, святых.

К храму часто примыкает колокольня или звонница, на которой находятся колокола. Звонница может стоять и отдельно. Она не является священным сооружением. Колокольный звон призывает людей на молитву, на встречу с Богом.

МЕЧЕТЬ

Мечеть – это молитвенное здание в исламе. Большинство мечетей имеют специальную башню – минарет, с которой верующих призывают на молитву. Минарет также не является священным сооружением, но он часто входит в комплекс религиозных построек. Его строят высоким, как маяк, чтобы все люди видели и слышали призывной голос муэдзина.

В каждой мечети есть ниша (михраб), всегда обращённая в сторону Мекки, священного города для мусульман. Становясь на молитву, мусульманин снимает обувь и обращается лицом в сторону Мекки. Молитва должна совершаться в чистоте помыслов и тела, одежды и места. Поэтому перед молитвой мусульманин должен совершить омовение. Для этого в мечети есть оборудованное место. Женщины должны располагаться на балконе или в конце зала за занавесом. Одежда женщин должна закрывать всё их тело, кроме лица и кистей рук.

Соборные молитвы у мусульман проходят по пятницам. Мечеть занимает особое место в жизни верующих. Это не только молитвенное, но и общественное здание с самыми разнообразными функциями.

В исламе не принято изображать Аллаха, поэтому мечеть внутри украшается специальными надписями (как правило, стихами из Корана) и разнообразными орнаментами.

Буддийские священные сооружения

       Самыми распространенными и типичными из буддийских культовых сооружений бесспорно являются ступы — массивные сооружения, завершаемые полусферой с зонтом в виде нанизанных на шпиль символических дисков. Композиция и детали ступ, их пластические элементы и орнамент различны на юге и севере страны.


Можно полностью представить себе облик ступ долины Кабула. Сложенные из камня, они нередко имеют удовлетворительную сохранность. Ступы невелики, их высота не превышает нескольких метров. Объем ступы делится на ярусы, из которых каждый увенчан полочкой с парными модульонами, профилированными в форме каблучка, иногда — четверти окружности. Нижний ярус квадратный, верхние многогранны.

    Грани, иногда несколько вогнутые, имеют от одной до трех ниш. Ниши, часто совсем неглубокие, завершаются арочками. Очертания арочек очень разнообразны: циркульные, слегка стрельчатые или килевидные, трехлопастные, трапециевидные, образованные тремя прямыми отрезками. Пяты арочек опущены на полку или опираются на пилястры.

    Формы последних также различны: одни увенчаны упрощенной капителью ступенчатого профиля, другие завершаются чем-то вроде ступенчатых сталактитов, капитель представляет иногда отголосок коринфского ордера. В нишах помещались глиняные сидячие скульптуры будд.

Ступы Хадды имеют в общем ту же структуру и отличаются лишь деталями: ярусы их ниже и приплюснутых пропорций, пилястры короткие, нередко с весьма упрощенными капителью и базой; ниши в большинстве отсутствуют, и скульптуры размещены между пилястрами. Главное, кладка здесь носит иной характер, она выполнена из рваного камня на глине и с поверхности оштукатурена.

Буддийский храм называется «дацан». Архитектура буддийского храма представлена следующим образом: это единый комплекс, который обнесён высоким забором, ворота в храм традиционно располагаются с южной стороны. Чаще всего ворота украшены различными божествами и воинами, именуемыми «дхармапалами», которые призваны защищать храм от различных посягательств недоброжелательных существ — духов, зверей и людей.

Краткое описание буддийского храма: внутри храмового комплекса, как правило, располагается несколько построек, чаще всего — в два или три этажа. Классические храмовые постройки стараются делать невысокими, чтобы не нарушалась гармония окружающего мира — постройки не должны выделяться на фоне общего пейзажа. Сверху постройки покрыты скошенными крышами с украшенными росписью карнизами. Карнизы у буддийских храмов весьма своеобразные — они загнуты так, что располагаются практически горизонтально. Внешний вид храмового комплекса чаще всего представлен жёлтыми и красными цветами.

Над входом в храм часто располагается так называемая «дхармачакра» — колесо учения и две газели по обеим сторонам. Этот символ давней легенды о том, что на первую проповедь Будды, помимо пяти его друзей-аскетов, пришли также две газели, которые слушали Будду. «Колесо учения» состоит из восьми спиц, которые символизируют так называемый Восьмеричный путь — восемь наставлений, следуя которым можно достичь совершенства.

Внутреннее убранство буддийского храма

Внутри храма располагаются так называемые молитвенные барабаны. Буддисты, проходя мимо них, касаются их рукой, в результате чего барабан начинает вращаться. В чём тут смысл? Смысл в том, что внутри барабана на тончайшей бумаге написаны мантры либо сутры, и считается, что во время вращения священная энергия мантры или сутры спирально закручивается и действует во благо всех живых существ. И так буддисты могут часами ходить и вращать барабаны, тем самым меняя вибрации в пространстве на более благостные.

Напротив входа обычно располагается алтарь. В центре, конечно же, располагается образ Будды, сидящего в Позе лотоса. Чаще всего образ Будды окружён изображениями или статуями бодхисаттв — просветлённых существ, которые распространяют Учение Будды и помогают живым существам вырваться из оков Сансары.

Помимо центрального зала, также есть лекционный, в котором монахи и прихожане собираются для того, чтобы читать и слушать лекции, проповеди, сутры, медитативную музыку. Здесь же могут проводиться и сами медитации, либо же для этого есть другие помещения. Также внутри храма есть библиотека, жилые помещения для монахов, столовая и подсобные помещения.

При входе в храм принято здороваться с образами Будд, божеств и бодхисаттв. Традиционно буддист подходит к образу, складывает руки в молитвенном приветствии и подносит их сначала ко лбу, приветствуя образ от ума, затем ко рту, приветствуя образ речью, и к груди, приветствуя образ от сердца.

 

Домашнее задание

Подготовьте сообщение об одном из храмов Донбасса


4 октября

Тема: Человек – часть природы. Уникальность природы Донбасса. Что означает охранять природу. Проекты на выбор обучающихся: «Как я охраняю природу», «Советы тем, кто губит природу».

1. Знакомство с природой родного края.

-Дорогие друзья! Мы с вами живем в прекрасном и удивительном мире. Нас окружают растения и животные. Все вы любите зверей и птиц. У многих из вас дома живут кошки, собаки, хомячки, рыбки, попугаи. Посмотрите внимательно вокруг. Что вы видите? Вспомните, где вы отдыхали летом, что наблюдали?

- Солнце, небо, тучи, деревья, птицы, реки, моря, дождь, гром, радуга, вода, которую мы пьем, воздух, которым мы дышим... Как можно назвать все это одним словом? (Природа)) - Можно ли назвать природой школу, дома, машины?  -Почему? (Так как это создано руками человека). - Итак, все, что сделано и построено руками человека, - это рукотворный мир вокруг нас.

-Условно природу разделяют на живую и неживую.

Как вы считаете, что относится к живой природе, а что к неживой?

- К неживой природе относятся солнце, луна, звезды, вода, воздух, а также камни, песок, глина, почва, которые являются необходимым условием для жизни растений и многих животных. К живой природе относятся человек, растения и животные.

-Почему природу поделили на живую и неживую? В чем заключается разница между живой и неживой природой?

-Может ли живая природа существовать без неживой? Почему?

-Что нужно растениям, животным для жизни?

-Связаны ли животные и растения между собой? Как?

2. Просмотр видео



3. Итог урока.

- Что такое природа?

- Какая она бывает? (живая и неживая)

- Вы любите природу?

- Могут ли представители мира животных и растений обойтись без человека? - А он без них?

- Способен ли человек навредить природе?

- Как именно?

- Что нужно делать для того, чтобы защитить природу родного края от нас самих?»

- Что вы, как дети, можете сделать уже сейчас для того, сберечь растения и животных ?

– Что бы вы хотели сделать, если бы уже сейчас вы были взрослыми ?

4. Домашнее задание: Ознакомиться с материалом урока. Записать тему в тетрадь. Выполнить один из предложенных проектов на выбор обучающихся: «Как я охраняю природу» ИЛИ «Советы тем, кто губит природу» (художественное оформление приветствуется).


Комментариев нет:

Отправить комментарий